Ассоциативный эксперимент

accociativnij-experiment
Ассоциативный эксперимент в своей работе использовали еще Френсис Гальтон и Зигмунд Фрейд. Этот метод позволяет получить представление об отношении испытуемого к стимулам. Построить картину его семантической сети, отражающую содержание бессознательного.

Процедура эксперимента

Испытуемым выдают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Рядом с каждым словом-стимулом анкеты испытуемые пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову по прочтении слова-стимула. Обычно даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.

Интерпретация ответов

При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций обычно рассматривают отношения, возникающие в паре стимул — реакция. Существует несколько приемов классификации.

Дж. Миллер классифицирует реакции с точки зрения выявления семантических признаков, или параметров:

● контраст (мужчина — женщина),
● сходство (скорый — быстрый),
● подчинение (животное — собака),
● соподчинение (собака — кошка),
● обобщение (огурец — овощ),
● ассонанс (рот — крот),
● часть — целое (день — неделя),
● дополнение (вперед — марш).

Программная реализация

Скрытие стимулов от сознания респондента при помощи методов 25 кадраили фрагментированного предъявления позволяет получить ответы избавленные от влияния социальной желательности или идеального «Я».

Многократное предъявление скрытых стимулов позволяет выявитьустойчивость ассоциаций и повысить валидность метода.

● В программе «Эмограф» производится регистрация скорости ответов на предъявленные респонденту стимулы. Достаточное отклонение скорости реакции от средней скорости реакций на нейтральные стимулы позволяет судить о значимости стимулов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *