Дети. Тесты. Логика, обучаемость, уровень развития

Привет друзья. В особенности те, у кого в наличии есть маленькие дети в возрасте 5, 6, 7 лет. В этом видео мы узнаем, чем отличаются педагогическая запущенность и задержка психического развития. Это знание будет вам полезно даже в том случае, если с вашим ребенком все ок.
Начнем с небольшой, но очень остросюжетной истории со счастливым концом.
В одном шахтерском поселке жил маленький мальчик по имени Петя. Мама его очень любила и папа тоже очень любил. Но играть с ним не было у них никакой возможности. Папа ушел воевать за свободу и светлое будущее. А у мамы и так проблем хватало. То окна осколками побьет, то снайпер козу подстрелит, то похороны. Детского садика и школы в поселке после очередного минометного обстрела совсем не стало. Никто с Петей не играл и никто его ничему не учил. Только радио, когда удавалось добыть электричество, рассказывало о том, что с обеих сторон воюют плохие дяди.
Когда пришло время идти в школу, мама перевезла Петю в город, где они стали жить в приюте для переселенцев из зоны боевых действий. Там было пыльно, мама постоянно ссорилась с какими-то тетками на кухне и плакала по ночам, потому что от папы не было никаких новостей. Ведь, он оказался по ту сторону фронта. А Петя по эту.
Наконец, мама нашла место в садике, и отвела Петю в подготовительную группу. Самые светлые надежды и мечты грели сердце. Мама сказала, что теперь он будет рисовать, играть с другими детьми в разные интересные игры, учиться новому и станет умным мальчиком.
Поначалу Петя очень старался. Пытался рисовать, но получалось что-то страшное. Пытался играть, но дети как-то холодно относились к нему и не делились игрушками. На первых занятиях Петя старательно сидел и рассматривал воспитательницу и других детей. И совершенно ничего не понимал. Не мог сосредоточиться на предмете.
Однажды ему стало настолько скучно, а за окном была такая хорошая погода, что он встал и пошел прогуляться под чистым мирным небом и поискать бычков возле соседней курилки. Когда воспитательница попыталась его остановить, он послал ее на хер и начал драться. Вызвали заведующую. Воспитательница рассказала ей о том как Петя бьет других детей, показывает им свой писюн и даже писает в раздевалке. Заведующая пыталась ласково договориться, но Петя спустил штаны и тоже показал ей писюн, сопровождая сей акт плохими словами. Вызвали маму и стали предлагать ей перевести Петю в специальный интернат, ссылаясь на задержку психического развития и невозможность дальше продолжать обучение в группе с нормальными детьми. Мама плакала и пыталась доказать, что Петя очень умный мальчик. Но администрация была непреклонна.
Тогда мама потребовала в Гороно психолога. Пришла еще одна тетя. Она дала Пете карточки с разноцветными фигурками и попросила Петю разложить карточки в разные стопки. И о чудо, он сделал это очень быстро. Хотя даже не знал, как называются цвета и фигуры. Тетя сказала, что Петя действительно умный мальчик и всему бардаку виной педагогическая запущенность и психические травмы. Сказала, что если он вырастет хулиганом и гопником, а не талантливым инженером, то в этом будут виноваты не только война, но и родители с воспитателями.

Теория
Конечно, обыденности не все так заострено и выражено, но всеже бывают моменты, когда надо проверить у ребенка уровень развития психических функций. В этом видео мы научимся пользоваться методикой, которая позволяет изучать способность ребенка совершать такие логические операции как абстрагирование и обобщение, а также способность к логическому переносу. Также эта методика определяет способность к обучению новым знаниям, умениям и навыкам.
Для того чтобы понять как это работает нам надо разобраться, что такое обучение. В отечественной психологии по этому поводу придумали очень хорошую модель. Итак! Прошу любить и жаловать!
Маленький кружочек – это зона актуального развития. Это те задачи, который ребенок может решить самостоятельно.
Большой круг – это и есть зона ближайшего развития или сокращенно ЗБР. Это задачи, которые ребенок еще не в состоянии решить самостоятельно, но его психика уже оснащена всеми необходимыми для этого функциями. Надо лишь немного подсказать, помочь, подтолкнуть и вуаля! Все решено. Это те задачи, которые ребенок готов решить при помощи взрослого.
Так, собственно и происходит обучение, с помощью учителя ребенок преодолевает зону ближайшего развития и она становится для него зоной актуального развития.
С этим все понятно. Теперь расскажу о методике:
Это набор из карточек с фигурами разных цветов, форм и размеров. Ребенок в возрасте 5-6-7 лет еще не способен к классификации этих карточек по цвету, форме и размеру. Но он уже готов к тому, чтобы его этому научили. В психологии этот тест называется обучающим экспериментом. Собственно это и сделала психолог из Гороно в нашей истории. Она давала Пете подсказки и наблюдала за тем, как быстро Петя овладевает классификацией по цвету, форме и размеру. Когда она убедилась, что с развитием функций все в порядке, сообщила, что весь бардак – результат педагогической запущенности. Ребенком просто никто не занимался. У него не было базы для освоения новых навыков. Вот и получили хулигана и негативиста.
Итак, вот они: две колоды карточек по 24 штуки. В первом наборе присутствуют четыре фигуры трех цветов: круг, треугольник, квадрат и ромб. Видно, что фигуры разных размеров.

 

psychodiagnostika_1_2Во втором наборе часть фигур заменяется на пятиугольники.

psychodiagnostika_2
Еще должен быть листок с изображением всех карточек, но думаю, можно обойтись и без него. Итак все просто. Даем ребенку первый набор и предлагаем разложить карточки в несколько стопок. Следим за познавательным интересом, за ориентировочной активностью. Терпеливо ждем. И нихрена у него толкового не получается. Начинаем давать подсказки. Дозировано, через интервалы времни, необходимые для ориентировки. Сначала это просто намеки. Какого цвета карточки? Чем похожи вот эти две карточки. Куда надо положить эту карточку.
Когда сортировка по цвету закончена, можно начинать работать с формой. Что это за фигура? Сколько у нее углов? Чем похожи эти карточки? Куда положим и так далее.
И наконец, учимся сортировать по размеру.
Не забываем, что надо лишь немного помогать, намекать. И не показывать открыто что именно нужно сделать.
Когда все уже идет как по маслу и карточки разлетаются по стопкам по любому признаку.
Усугубляем задачу. Заменяем часть карточек из колоды на другие.

Вот те карточки которые надо убрать.

psychodiagnostika_1_2_2
И вот те, которые надо добавить.

psychodiagnostika_2_2
И теперь мы можем оценить способность ребенка к логическому переносу. Насколько он способен применять метод решения одной задачи к другим задачам.
В итоге делаем выводы, насколько быстро ваш ребенок обучается.
Итак, уровень вашего ребенка вырос всего за каких-то пятнадцать минут на очень крупную величину! Он закрепил новые логические операции (абстрагирование и обобщение) и способность к логическому переносу. При этом он получил квалификацию «сортировщик». Можете смело доверять ему подходящую домашнюю работу. Разделять перемешанные предметы, к примеру. Это же круто!
Вообще методика серьезная и результат этого исследования рассчитывается по формуле, в которую входят оценки количества помощи, скорость ориентировки и способность к логическому переносу. Если интересно узнать подробнее, ссылка на полное описание методики находится под видео.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *