Игровая зависимость. ИГРОМАНИЯ и игротерапия. Психологический анализ.

Насколько важна тема игровой зависимости? Думаю, так же как тема наркомании и алкоголизма. В этом видео мы будем говорить о ролевых онлайн-играх. Не только о вреде, который они могут принести, но и о пользе тоже. Да – да. Ведь психоактивные вещества, такие как наркотики или алкоголь, в разумных количествах применяются как лекарства. Думаю, с ролевыми онлайн-играми также. Чтобы понимать степень влияния и зависимости, рассмотрим один случай отмены.

Представьте себе ситуацию. Некий юноша сутками залипает за монитором. Играет в ролевую онлайн-игру. Уничтожает врагов в составе своего клана пачками. Да настолько самоотверженно, что мама не выдерживает этого безумия и удаляет аккаунт сына. Стирает плоды многолетнего труда в виде прокачанных персонажей одетых в дорогие вещи несколькими движениями коварной дрожащей руки. Какова будет реакция? С большой вероятностью будет нечто похожее.

Не знаю, что наш герой пытался выключить в себе при помощи пульта от телевизора. Неужели у него там инфракрасный порт? Это тема отдельного исследования, в контексте стадий психосексуального развития. Нас интересует реакция в целом.

Думаю, похожей реакции можно было бы ожидать при утрате близкого человека. Какая же сильная привязанность! И зависимость. Это неспроста. Разберем  механизмы психики, работающие, когда юный эльф… или орк… или тролль… сидит за монитором и истребляет драконов и всякую нежить. Или когда юный танкист нажатием кнопки валит из сотого калибра по вражеским танкам. Ну и во всех похожих случаях, в которых происходит управление кем-то или чем-то в процессе адаптации, конкуренции и выживания. Или простыми словами в игре. Вы уже, наверное, догадались, к чему я веду? Ключевой вопрос такой:

Что влечет всех людей? К чему стремятся все люди? Наиболее общий ответ на этот вопрос – к счастью. Все хотят быть счастливыми. А когда мы счастливы? Вспомните эти яркие моменты. Что происходило? Если обобщить, можно сказать так: удовлетворялись наши желания. Человек счастлив, когда удовлетворяются его желания. Тогда он переживает широкий спектр эмоций и чувств. Радость, к примеру. А когда желания не удовлетворяются, тогда человек несчастлив. Тогда возникает конфликт между «хочу», «могу» и «надо».

Наверняка каждый замечал в себе желания и влечения, которые в обычной жизни удовлетворить сложно или даже невозможно. Тут или правила морали ограничивают, или законы физики, или уголовный кодекс или просто собственный страх. Мало ли в нашей жизни ограничителей. И хочется и нельзя — тут есть несколько вариантов решения проблемы. Либо заглушить неприятные переживания при помощи алкоголя или других успокоительных. Либо найти альтернативные способы удовлетворения потребностей. К примеру, можно подобрать подходящую игру, в которой можно осуществить все мечты. Лучше всего для этого подходят ролевые онлайн-игры.

Ведь в них можно развивать новые способности и делать открытия. Путешествовать по новым локациям или галактикам, добывать новые ценности, торговать. Можно стать богатым и покупать новые вещи. Можно писать в чате то, что страшно сказать в реальности. Безнаказанно можно убивать и грабить. Доминировать над другими персонажами. Можно найти новых друзей и соратников. Разделить с ними радости побед и горести поражений. Можно вообще играть персонажем другого пола. Можно жениться или выйти замуж. По сути, это вторая жизнь, в которой возможно прямо или косвенно удовлетворить большинство желаний и фантазий.

Казалось бы – что еще нужно? Удовлетворился, разрядился, успокоился и радуйся в основной реальности дальше. Но есть один момент. Для создания таких игр нужны большие ресурсы. Это труд программистов, дизайнеров, сценаристов, сисадминов, уборщиц в офисах и других работников. Это стоит денег и должно принести прибыль. Именно поэтому игры строятся таким образом, чтобы за удовлетворение вносилась плата. Все организуется так, чтобы игрок потратил в идеальном мире как можно больше времени и денег.

Поэтому мы можем стать свидетелями такого внутреннего диалога:

Ух, ты какая интересная игра, надо попробовать. Ой, неделя прошла. Надо бы и делами заняться. Зато я прокачался до десятого уровня и выучил новые заклинания. Эх, пойду испытаю их в действии. Ухты, какой результат, надо бы подзаработать денег и купить вещей получше. Тогда я смогу сражаться с более сильными противниками и справлять с задачами, которые раньше были недоступны. Ой, месяц прошел. Зато мой персонаж стал сильнее и богаче. Как же приятно чувствовать себя сильнее и богаче. Это вселяет уверенность. Такого я раньше не испытывал. Вложил усилия и получил результат. Теперь я специалист по выживанию, могу помочь друзьям и разобраться с врагами. Ой, с этим врагом разобраться не получается. Ладно, потрудимся еще пару месяцев, чтобы стать сильнее. Ух, поступило предложение из сильной гильдии с хорошим онлайном. Надо вступить. Блин уже год прошел и я хожу сюда как на работу. Но ведь здесь мои друзья и мое богатство. Здесь у меня куча проблем и неотложных дел. Здесь у меня сложилась жизнь. В отличие от реальности. Здесь сформировалась моя новая личность. Здесь существует самая важная часть меня. Здесь мои смыслы и цели.

И так далее. Хорошая иллюстрация к мудрости из Евангелия «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Основное сокровище в игре и сердце там, и ум там, и воля туда же. И тут уже маме или жене не остается ничего другого, кроме как дрожащей коварной рукой стереть с сервера самую важную часть личности своего чада. Да-да. Напрашивается слово «убить». Уничтожить эту оболочку, этот аватар.

Но все не так просто. И здесь начинаются ужасы и кошмары. Ведь пока в игровом мире рос персонаж, в игроке росло нечто, связанное с этим персонажем. Персонаж вростал в игрока. Происходила идентификация. Игрок думал, что управляет своим аватаром в игре, и не замечал как игра управляет им. Он не заметил, как у него появились новые потребности и желания, которые вообще не имеют отношения к реальности. Личность самого игрока изменилась, трансформировалась. И удалить персонажа дрожащей коварной рукой это все равно, что грубо вырвать важную часть нервной системы.

А так поступать опасно. Такая травма останется на всю жизнь. И отключить этот источник боли пультом через встроенный инфракрасный порт не получится. Эта травма, связанная с утратой будет мешать жить. Не только игроку, но и его родственникам. И ее надо будет лечить. Поэтому, дорогие мамы и жены, будьте рассудительнее и осторожнее.

С одной стороны игра — это иллюзия, которая отвлекает от реальной жизни. Забирает у человека время и энергию. Приводит к дезадаптации, ослаблению, деградации. Забирает человека в тот «мир иной».

С другой стороны это иллюзия, которая на время может спасти от давления суровой реальности. Дать время передохнуть и выработать новые способы адаптации. Позволяет успокоиться, стать в чем-то сильнее, развить терпение, целеустремленность и напористость. Поверить в свои силы. Ведь многие из наших способностей были развиты в игре. И это хорошо и нормально. Тут главное вовремя переключить применение развитых способностей на реальность. Сделать переход и еще одну трансформацию. И в этом должны помочь близкие люди.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *