Мотивы, влечения, страсти

motiv-vlechenie-strast

«Желание» — одно из центральных понятий нашей жизни. Целыми днями мы только и занимаемся тем, что исполняем желания. Свои или чужие. Желаниям посвящены песни, сказки, романы и анекдоты. Наши желания и желания близких определяют нашу жизнь.

Если психолог будет говорить об этом сложном и важном явлении, то с большой вероятностью, он произнесет слово «мотив». Давайте же начнем наше расследование именно с него.

Со слов философа Гегеля известно, что мотив — это внутреннее, субъективное и осознанное побуждение.

Само слово происходит от латинского «moveo», что значит «двигаю». Говоря простыми словами – это желание, которое побуждает и движет человека к определенной деятельности.

В психологии мотив – одно из центральных понятий. Очень удобно разобраться с ним при помощи схемы, предложенной советским психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым.

Потребность – Мотив – Цель

Существует очень простое определение: мотив это опредмеченная потребность. Иными словами, потребность, которая оформилась в некий предмет. Потребности это нечто общее, аморфное, размытое. Изучать потребности удобнее всего по их проявлениям – мотивам.

Представьте себе, что путешествуете летом в жару пешком. Рано или поздно, Вы почувствуете некоторый дискомфорт. Чего-то станет не хватать. Это общее дефицитарное состояние вдруг конкретизируется как жажда. Жажда – это потребность и ее переживание.  Когда Вы, почувствовав жажду, скажете себе: «Я хочу воды!». Тогда у вас появится мотив – вода. Когда же увидите в своем воображении, как в ближайшем будущем, жадно пьете из бутылки с водой, тогда у Вас появится цель.

Мотив – это то, что побуждает нас к деятельности. 

 L_1

История с охотниками

Представьте себе группу древних охотников, гоняющихся за крупной добычей. Кто-то из них хорошо общается с собаками, принимающими в погоне не последнее участие. Кто-то метко стреляет из лука, метает копья и не растеряется в нужный момент. Ну, а кто-то не умеет ни того ни другого и, поэтому, ему доверили самое важное – выкопать яму, натыкать в дно деревянных кольев и накрыть все ветками.

Мотив у всех один – заполучить добычу. Цели же у всех разные. Одни копают яму, другие гонят добычу от себя.

Здесь надо упомянуть такое понятие как смысл. Именно он устанавливает связь между мотивом и различными целями охотников. Совершая действия, напрямую не ведущие к достижению желаемого результата, они руководствуются смыслом. Так же как, к примеру, шахматист, жертвующий фигурой, ради последующей победы, руководствуется некоторым смыслом, но никому, естественно, о нем не сообщает. Он станет ясен через несколько ходов.

Для белее полного раскрытия понятий потребность, мотив и цель, необходимо обсудить еще одну психологическую модель. 

Влечение или драйв 

Зигмунд Фрейд предложил в качестве двигателя, побуждающего человека к действию влечениестремление к удовлетворению неосознанной или слабо осознанной потребности.

Согласно Фрейду, влечение находится на границе между душевным и физическим. Бывает так, что нас влечет к чему-то, но мы до конца не понимаем к чему и зачем. Вот такое влечение и есть одно из первичных проявлений потребности.

В классическом психоанализе влечение определяется четырьмя параметрами: источником, целью, объектом и силой. Как видим, здесь употребляются уже знакомые нам понятия. Источник влечения – это процесс в организме, который в психическом плане проявляется как влечение. Можно сравнить с потребностью. С тем, что такое цель, мы тоже уже знакомы.

L_2

Удовлетворение влечений приносит разрядку и связано с удовольствием, тем, что мы называем словом «приятно». Ограничение удовлетворения влечений связано с неудовольствием и страданием.

Изначально, в своей практике Фрейд акцентировал внимание на влечении к жизни. Которое условно разделял на libido, что с латинского переводится как похоть, желание, страсть, стремление и инстинкт самосохранения. Он противопоставлял либидо и инстинкт самосохранения, как стремление к сохранению вида и сохранению индивида.

Его ученица, Сабина Шпильрейн практикуя психоанализ,  выделила влечение к смерти. Возникла новая, более выраженная оппозиция.

Фрейд писал, что жизнь – это напряжение, движение. Мы уже говорили о том, что напряжение связано со страданием. Именно поэтому стремление уравновеситься, разрядить напряжение, он и рассматривал как причину влечения к смерти.

Итак, мы вплотную подошли к тому, чтобы поговорить о структуре мотивов.

Структура мотивов

Проведем мысленно простой эксперимент под названием: феномен горькой конфеты.

Представьте. В комнате за столом сидит ребенок. На дальнем от него краю стола лежит конфета. Вероятно, шоколадная. Психолог ставит ребенку задачу: достать конфету, не вставая со стула. При экспериментаторе, взрослом ребенок задачу выполнить не может. Не хватает длины рук. Психолог выходит из комнаты и наблюдает за происходящим через прозрачное с внешней стороны зеркало. Ребенок, после нескольких честных попыток, встает со стула и завладевает конфетой. Когда взрослый заходит, то видит, что жуя желанный трофей, ребенок плачет. Так, словно конфета горькая.

Здесь мы видим два мотива: желание съесть конфету и желание быть честным, сохранить доверие значимого взрослого. Искусственно созданы условия, в которых эти мотивы вступают в конфликт. Побеждает более сильный, насыщенный мотив.

Слезы говорят о том, что второй мотив проиграл не безболезненно. Ребенок страдает от того, что нарушил запрет.

LENA

Первый раз личность рождается, совершая выбор в условиях похожих неопределенностей.

Таким образом, формируется иерархия мотивов. Как мы уже заметили по поводу влечений, эта иерархия полностью человеком не осознается.

Если мотив – некоторая производная от потребности, опредмеченная потребность, то, обсуждая иерархию мотивов, удобно вспомнить о классификации потребностей Абрахама Маслоу.

Пирамида базовых потребностей А. Маслоу

А. Маслоу разделил все потребности на семь групп и выделил наиболее распространенную, вероятную их иерархию. Автор считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и зависит от личности. В оригинальной статье нет изображения пирамиды. Она появилась позже.

LIQPAY

Как видно, в основании лежат физиологические потребности. Человек не может думать о потребностях более высокого уровня, пока не удовлетворены простые. Голодный человек будет рисковать жизнью ради пищи. А человек находящийся в опасности, с большой вероятностью может пожертвовать своей принадлежностью к группе. Совершить предательство, к примеру.

Базовые потребности и влечения, можно сказать инстинкты, являются важными механизмами организации жизни человека как организма. Стремление к сохранению и развитию тела, зачатию детей, созданию комфортной среды.

Потребности более высокого уровня формируются с возрастом и взрослением. Они определяют человека как члена общества, пользователя и создателя культуры.

История знала много людей, которые готовы пренебречь удовлетворением потребностей из нижней части пирамиды ради верхних ее уровней. К примеру, Диоген Синопский жил в бочке и укрывался плащом ради свободы. А когда Александр Македонский предложил дар, то Диоген попросил отойти и не закрывать солнце.

Рассмотренные нами модели и схемы давным-давно используются в различных религиозных традициях. В христианстве есть достаточно похожие списки «двигателей», которые можно соотнести с иерархией потребностей А. Маслоу.

Страсти и Добродетели

Сначала надо определиться с терминологией. Слово «страсть» будучи синонимом мотива и влечения, в разных традициях трактуется по-разному. В католической традиции перевод «passionis» означает влечение вообще независимо от того доброе оно или злое. В православной традиции означает влечение пагубное, противоестественное, злое. У примеру, Нил Сорский объясняет так:

«Страстью называют такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его…»

Страсть считается злой формой влечения. Доброй формой влечения считается добродетель.

Евагрий Понтийский суть учения об основных страстях сформулировал такими словами:

«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы». Потом все эти помыслы перечислил. Также существует список и противоположных влечений – добродетелей, которыми можно компенсировать страсти. Приведем списки параллельно:

LISTOPA

Если сравнить эти списки с предыдущими, то можно найти существенные совпадения. Вот, к примеру, страсти прелюбодеяния и чревоугодия можно соотнести с физиологическими потребностями в пирамиде Маслоу. Алчность – косвенно с потребностью в безопасности. Тщеславие с потребностью в уважении.

Среди этих помыслов можно найти половое влечение – прелюбодеяние и деструдо – гнев.

То, что таких списка два, хорошо соотносятся с разнонаправленными влечениями по Фрейду:

  • список страстей – влечение к смерти,
  • список добродетелей – влечение к жизни.

Источники конфликтов и напряжений

Вы, вероятно, заметили, что говоря о желаниях – мотивах – влечениях, мы упоминали о конфликтах. По-другому и быть не может! С самого детства, когда мы начали воровать желанные сладости, конфликты влечений-мотивов неотступно нас преследуют. До школы, в школе, во взрослой жизни. Желания в нас рождаются, конкурируют, спорят, воюют и умирают.

Внутренние противоречия —  одна из основных проблем каждого человека. Эту проблему на протяжении всей жизни решаем мы сами. Эту проблему решают психологи. Эту проблему на протяжении тысячелетий решают религии.

Методы всегда одинаковые: выстроить мотивы-влечения в правильную, стройную, непротиворечивую структуру, создать иерархию.

О конфликтах, которые могут возникать между мотивами и средствах управления влечениями мы поговорим в других статьях.

Артем Полярин

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *