Музыкотерапия

muzikalnaja-psihoterapia

Как это работает.

Почему музыка имеет такое сильное влияние на эмоции и мышление? Все слушают музыку, пользуются ее чудесными свойствами, но мало кто задавался вопросом о механизмах ее действия. А ведь иногда бывает так, что музыкотерапия и звукотерапия даже помогают излечить соматические заболевания.

Музыкотерапия действенна потому, что на самом деле, музыка – это движение. Музыка и танцы — явление неразрывное. Вестибулярный аппарат, позволяющий нам ориентироваться в пространстве и орган слуха, позволяющий нам слышать звуки – близкие соседи.

Движение же – это средство познания мира. С самого детства мы исследуем окружающую действительность, манипулируя предметами. Улавливаете связь? Ключевые понятия здесь: равновесие, ориентация, звук, мелодия. Именно поэтому музыка влияет на эмоциональное состояние и на мышление.

Если музыка нравится, значит, она соответствует внутреннему состоянию, переживаниям, влечениям. Резонирует, находит отклик, подходит как ключ к замку. Мелодия не статична, течет и движется, увлекая к цели известной ее автору и исполнителю.

В любой мелодии можно выделить моменты напряжения, неустойчивости, когда поток пытается скатиться с высокой горы. Можно обнаружить и ямы – моменты устойчивости и равновесия. Движение вместе с мелодией по этой сложной поверхности и является целебным.

Если этот поток вас зацепил, то он доносит до самого устья. Помогает преодолеть узкие места, пороги и заторы. Помогает восстановить правильное протекание внутренних процессов – помогает восстановить внутреннее равновесие.

Работа с памятью

Популярные песни или классика прослушиваемые в записи модулируют наше «состояние». Внушают определенные переживания, мысли, настроения. Конечно же они имеют некоторый терапевтический эффект. Именно этим и объясняется всеобщая любовь к популярной музыке.

Применении музыкальных инструментов в психологической практике дает интересные результаты. Особенно, если такой подход направлен на работу с памятью и бессознательным. Во время интерактивных сессий, исполнитель, улавливая реакции на музыку, адаптирует ее для конкретной ситуации. Специально подобранная мелодическая импровизация, направляет процессы фантазирования и припоминания в нужное русло. Позволяет «выудить» из моря бессознательного именно те образы, с которыми необходимо работать для решения проблемы.

Мелодия как бы «цепляет» элементы пережитого опыта. Встраивается в систему ассоциативных связей между образами ситуаций, событий, действий, переживаний, состояний. Мелодическая импровизация наделяет элементы энергией, необходимой для преодоления потенциального барьера защитных механизмов.

По каким же принципам нужно развивать мелодию, чтобы добиться желаемого результата?

Отчасти это происходит интуитивно. Психолог — музыкотерапевт, хорошо владеющий инструментом, научившийся управлять собственным эмоциональным состоянием при помощи музыки, «чувствует» в каком направлении необходимо «вести» внимание и мышление клиента.

Конечно же, есть определенная методология, согласно которой психолог понимает какими именно ладами, рагами, тональностями, музыкальными фразами можно вступить в диалог с переживаниями клиента, осознаваемыми и неосознаваемыми.

Путь к цели может быть извилист и необычен, но в итоге, когда из памяти всплывают образы «подцепленные» мелодией, оказывается, что это именно то, что нужно было вспомнить именно сейчас. Оно давно просилось на поверхность, но не имело возможности высвободиться из запутанной сети ассоциаций и переживаний.

По сути, работа с памятью при помощи мелодической импровизации сродни методу свободных ассоциаций, который широко применяется в психоанализе. Это беседа с клиентом и его бессознательным при помощи звуков, музыкальных фраз, мелодий. Такой подход можно смело назвать психоанализом.

Тем паче, когда скрытые образы «вытянуло» на поверхность, с ними начинается работа, направленная на анализ и осознание. Происходит выработка механизмов, позволяющих клиенту самостоятельно работать с материалом своих переживаний. В сумме это и можно назвать музыкальным психоанализом.

О методологии, позволяющей «вести» мысли и переживания клиента в нужном направлении мы поговорим в продолжении.

 

Артем Полярин

One thought on “Музыкотерапия

  1. faberlic

    Останина Н.В. Коррекция общения лиц с тяжелыми нарушениями зрения посредством танцевальной терапии. «Вестник Орловского Государственного университета», выпуск 3, 2014.-302с, стр.236-238с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *