О любви к людям и Богу

lubov-k-ludyam-i-bogu

Любовь – одна из самых сложных загадок всех времен и народов. Поэты, писатели, философы и богословы утверждают, что это самое возвышенное, живое и «блаженное» чувство. Некая мистическая связь, которая объединяет любящих в одно целое, новое и более прекрасное, чем каждый в отдельности.

Хочу предложить рассуждения в психологическом ключе. Интерпретацию не поэтическую, но научную.

Начнем с классического определения: любовь – это сложное комплексное чувство, направленное на некий предмет. Предметом может быть человек, вещь, культурный объект, идея, Бог и т.п. Сложным чувством любовь является потому, что оно очень общее, объемлющее и в него включены или связаны с ним другие чувства. Восхищение, привязанность, счастье, сочувствие, сострадание, интерес и т.п. Таких можно выделить очень много.

Рассмотрим условия возникновения чувства любви. Поскольку, все чувства имеют в своей структуре когнитивный компонент, некоторые из этих условий будут связаны с мышлением и познанием.

Условие первое. Оттолкнемся от простого вопроса: Что мы можем любить? Чтобы дать на него наиболее общий ответ, можно исходить от противного: Что мы не можем любить? Ответ простой: Любить мы не можем то, о чем не знаем, не имеем представления. Соответственно: Любить мы можем то, о чем знаем, имеем представление, хорошо знакомы. Таким образом, знание об объекте, представление об объекте является необходимым условием для развития чувства любви.

Условие второе. Знание о предмете любви должно доставлять нам удовольствие. Нам должна нравиться эта мысль. Должно быть приятно от того, что объект любви существовал, существует и будет существовать. Если же существованию объекта любви что-то угрожает, то мы должны испытывать неудовольствие. Нам это не нравится, это сопровождается неприятными чувствами. Приятно – неприятно, удовольствие – неудовольствие – это самые базовые, полярные переживания, которые можно выделить во всех чувствах и эмоциях.

Итак, в сумме два условия дают такую предварительную, базовую, упрощенную, рабочую формулировку: Любовь к объекту – удовольствие от знания об объекте и о том, что объект существует.

Попробуем формулировку на практике. Вспомним выражения из нашего обихода: любит вкусно поесть, любит женщин, любит жену, любит родину. Кажется — подходит. Идем дальше.

Источники знаний об объекте любви

Мужчина и женщина. Представим себе пару, мужчину и женщину, которые любят друг друга. Они узнают друг о друге все больше и больше. Их знание друг о друге приятно, доставляет удовольствие. Они счастливы от того, что существуют вместе.

Знание мужчины о женщине и знание женщины о мужчине можно представить в виде некоего образа. В основе этого образа обычно лежит обобщенное представление о человеке своего и противоположного пола, которое  формировалось с раннего детства. Оно впитывало в себя образ матери или отца, сестры или брата, учительницы или тренера, героев из книг и фильмов и т.п. Некие собирательные образы. Для того, чтобы углубиться в их природу, нужно подробнее разобраться с тем, что такое понятие.

Эти собирательные образы, с некоторыми допущениями, можно назвать анима и анимус. Вообще, это архетипы выделенные К.Г. Юнгом. Анима – женский архетип, анимус – мужской. Дополнительные рассуждения о них можно найти в статье «Монах или трансвестит».

В случае конкретной пары, чем больше знание о конкретном человеке, тем более оно дифференцируется, детализируется – тем крепче и сильнее любовь.

Друзья. Друзья создают образ-понятие-представление друг о друге в процессе совместной деятельности. В основу образа тоже, вероятно входят анима и анимус. Есть, вероятно, и некие обобщенные образы-понятия друга, товарища, сотрудника, соратника. Эти образы формируются на собственном опыте, начиная с фаллической стадии и периода ролевой игры. Также они формируются из общекультурных источников: книг, фильмов, песен. Как там у Высоцкого: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а — так, если сразу не разберешь, плох он или хорош…».

Родитель и ребенок. Поскольку родитель, воспитывая ребенка, формирует его, задает направление развития, наполняет культурным содержанием, то, естественно, его представление о ребенке, образ ребенка очень детален и очень точно отражает личность ребенка. Ребенок же, в свою очередь, несет в себе образы родителей, его тело и личность созданы из материала родителей – их генома и личностей.

Человек и Бог. Тот же принцип. Если у человека есть представление о Боге, Его образ, если этот Образ нравится человеку, его существование приятно и доставляет радость, то можно говорить о любви человека к Богу. Поскольку, многие источники утверждают, что человек создан Богом по своему образу и подобию, и при сотворении бытия Бог оценивал свое творение словами «хорош», то можно утверждать, что любовь Бога к творению является наиболее всеобъемлющей и эталонной.

Условия удовольствия от знания об объекте.

Критерий простой. Нам нравится, доставляет удовольствие, радует нас, то, что удовлетворяет наши потребности. Удовлетворение – удовольствие… даже слова очень похожи.

Представление о собственных потребностях существенно влияют на идеальный образ того, что мы любим – образ желаемого. Реальный же образ формируется при взаимодействии, познании, опыте. От того, насколько схожи идеальный образ или образ желаемого и реальный образ, и зависит степень нашей радости от существования объекта.

Поэтому, чтобы полюбить необходимо либо изменять идеал, а значит, и собственное представление о своих потребностях, мотивах, желаниях. Либо необходимо изменение представления об объекте любви и самого объекта любви.

Выводы и следствия:

  1. Чем проще человек, чем проще его притязания и представления, тем вероятнее он способен испытывать любовь к другим людям. Хорошая иллюстрация — Евангелие, которое учит быть простыми как дети и любить всех, как самого себя.
  2. Чем сложнее организован человек, тем сложнее ему испытывать любовь к другим людям или Богу. Искомый идеал настолько сложен, что с большой вероятностью, сам в себе может содержать противоречия, конфликт, амбивалентность. От многого знания много печали.
  3. Если человек фантазер и его представление об объекте любви, мало соответствует реальности, то он будет любить свой идеальный образ. Объектом его любви будет проекция. Такой проекцией может быть влюбленность.
  4. От любви до ненависти, действительно, одни шаг. Если в результате познания оказалось, что объект любви критично противоречит идеальному образу. К такому развитию событий располагает чрезмерное фантазирование. Человеку может быть ненавистно то, существование чего невыгодно, вредно, опасно. Так преступнику ненавистны органы внутренних дел, а заядлому «грешнику» ненавистен Бог.
  5. Чем глубже образ объекта любви «встроен» в личность человека, чем в большей степени формирует его «Я» тем крепче и сильнее любовь. В семье это само собой разумеется. В браке такая любовь развивается, когда женщина формирует и корректирует аниму мужчины, а мужчина анимус женщины. При этом супруги должны быть открыты таким изменениям. Это относится и к другим образам-архетипам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *